+7 (861) 275-10-50
+7 (861) 275-12-56
+7 (861) 275-10-50
+7 (861) 275-12-56
г. Краснодар, ул. Ленина, 65, оф. 307
sovet-mokk23@rambler.ru
> Законодательство для МСУ. Актуальные вопросы

Законодательство для МСУ. Актуальные вопросы

7 и 15 декабря департамент внутренней политики региона провел ежегодные семинары-совещания для специалистов органов местного самоуправления по актуальным вопросам муниципального нормотворчества.

Текст: Инна Ознобихина

Мероприятия прошли в формате видеоконференции. Отдельные аспекты применения федерального и регионального законодательства участникам раскрыли приглашенные спикеры-эксперты из разных ведомств Краснодарского края.

Первый семинар открыл начальник управления правового обеспечения, реестра и регистра департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Александр Рыбалко. Он напомнил, что 1 января 2021 года исполнилось 12 лет с тех пор, как на ведомство была возложена важная задача по ведению регионального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

– В настоящее время регистр края включает более 253 тысяч муниципальных нормативных правовых актов. За 12-летний период департамент выявил, а органы и должностные лица местного самоуправления устранили нарушения в более чем 11 тысячах таких НПА. Нужно отдать должное и специалистам на местах: давно прошли те времена, когда муниципальные правовые акты принимались без оглядки на федеральные и краевые законы. За прошедшие годы нашей с вами совместной работы качество муниципальных актов, объем правового содержания значительно выросли, – рассказал Александр Иванович.

Тем не менее органы МСУ по-прежнему сталкиваются со значительными сложностями в процессе муниципального нормотворчества. Цель настоящего семинара-совещания – оказание методической помощи представителям местного самоуправления со стороны государственной власти.

Муниципальный контроль

Первым спикером на семинаре выступила старший помощник прокурора края по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и МСУ Любовь Шенгелия. Она рассказала участникам мероприятия о видах муниципального контроля и нормативном регулировании в связи с его осуществлением.

– Муниципальный контроль выступает важнейшей частью общей регуляторной политики государства, оказывает заметное влияние на такие сферы общественной жизни, как земельные отношения, благоустройство, качество окружающей среды, развитие малого бизнеса и многое другое. Все они напрямую влияют на уровень жизни граждан, – подчеркнула Любовь Федоровна.

Она рассказала, что Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определил основные направления реформирования муниципального контроля. В первую очередь ч. 6 ст. 1 установлено, что последний осуществляется в рамках полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения. Это важное законодательное положение, отграничивающее муниципальный контроль от иных видов контроля (надзора) указанием исключительно на рамки вопросов местного значения.

Федеральный закон № 248-ФЗ не содержит перечня видов федерального, регионального и муниципального контроля (надзора). При этом в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ (так называемого закона-спутника реформы контроля и надзора), внесшего изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов муниципального контроля, закрепленные в отраслевом законодательстве, теперь соответствуют вопросам местного значения.

Органы местного самоуправления осуществляют семь видов муниципального контроля, и все они не новы для муниципалитетов. Для каждого вида установлено его наименование: лесной, земельный, жилищный и т.д. Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ три вида контроля исключены из ведения местных властей:

– контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции;

– контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– муниципальный контроль в области торговой деятельности.

Кроме того, есть еще одна новация, введенная Федеральным законом № 248-ФЗ: ч. 9 ст. 1 установлено, что вид муниципального контроля подлежит осуществлению только при наличии в границах МО объектов соответствующего вида. Например, нет необходимости в лесном контроле на территории, где отсутствуют леса.

Однако следует закрепить полномочия по осуществлению всех видов контроля в уставах муниципальных образований, поскольку они соответствуют вопросам местного значения (п. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ). Просто нужно добавить норму, описывающую ч. 9 ст. 1 Федерального закона № 248-ФЗ.

Ключевым правовым документом на уровне муниципального образования, определяющим основные вопросы порядка организации каждого вида муниципального контроля, должно стать соответствующее положение. Оно утверждается представительным органом (пп. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 248-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года.

Также новый закон установил принцип приоритета профилактики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности и определил 7 профилактических мероприятий: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит (ч. 1 ст. 45). Одновременно ч. 2 ст. 45 закона установлено, что для органов местного самоуправления обязательно использование только двух из них – информирования и консультирования. Остальные мероприятия могут применяться в случае, если такое решение принято муниципалитетом.

Федеральным законом № 248-ФЗ определена система досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, которая должна работать на базе специально созданной информационной системы. Ее работа на муниципальном уровне будет зависеть от готовности МО к использованию данной системы.

Завершая свое выступление, Любовь Шенгелия отметила, что формирование качественной нормативной правовой базы во многом будет зависеть от совместной работы органов МСУ и прокуратуры. Это выражается прежде всего в своевременной разработке и направлении на изучение в органы прокуратуры проектов соответствующих нормативных правовых актов.

Безопасные аттракционы

О правилах осуществления государственной регистрации аттракционов и надзора за их техническим состоянием на семинаре рассказал представитель краевого минсельхоза Андрей Климов. Он отметил, что в 2020 году вступили в силу Правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 30.12.2019 № 1939 и от 23.09.2020 № 1540. Согласно этим документам, министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края переданы полномочия по государственной регистрации аттракционов и надзору за их техническим состоянием и эксплуатацией.

Кроме того, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.02.2021 № 70 утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории региона.

Представители краевого минсельхоза провели 94 рейда по обследованию аттракционов, по результатам которых было выдано 96 предостережений о недопустимости нарушения требований законодательства.

– Согласно данным, предоставленным министерством ГО и ЧС Краснодарского края, по состоянию на 1 января 2020 года количество аттракционов в крае составило порядка 3100 единиц. По нашим расчетам, лишь 1300–1500 из них подлежат обязательной регистрации. Дело в том, что значительная их часть является развлекательно-игровым оборудованием (тиры, лабиринты, детские игровые комнаты и т.д.), не подпадающим под определение «аттракционы». Либо они относятся к таковым, но имеют ничтожную степень потенциального биомеханического риска (RB-4), а значит, могут осуществлять деятельность без государственной регистрации, – подчеркнул Андрей Геннадьевич.

При этом в настоящее время на территории Краснодарского края зарегистрирован только 771 аттракцион, что составляет примерно половину от общего количества аттракционов, подлежащих государственной регистрации.

Спикер также обратил внимание представителей муниципалитетов, отвечающих за данное направление деятельности, на то, что Поручение главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 2318 «Во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами организовать эффективную работу в части государственного надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники на территории Краснодарского края» на данный момент является действующим и по своей сути постоянным. В связи с чем министерство еще раз предлагает рассмотреть возможность реализации следующих рекомендаций:

– в договорах на аренду земельных участков, в том числе пляжных территорий, на которых планируется размещение аттракционов, предусмотреть пункт, оговаривающий вид разрешенного использования объекта недвижимости (земельного участка, здания, сооружения и т.д.), а также условия, исключающие использование его в иных целях;

– в форму договоров аренды земельных участков, предназначенных для эксплуатации аттракционов, в том числе и в случае передачи их в субаренду, заложить обязанность эксплуатанта предоставить подтверждение факта государственной регистрации аттракциона;

– после заключения договоров на аренду земельных участков направлять в адрес министерства сведения о хозяйствующих субъектах (юрлица, ИП), получивших разрешение на использование муниципальных земель для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией аттракционов;

– при осуществлении муниципального земельного контроля обращать внимание на размещение аттракционов в местах, указанных в договорах аренды пляжных территорий;

– в случае выявления фактов эксплуатации аттракционов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также нарушений обязательных требований законодательства в данной области направлять соответствующую информацию, в том числе реквизиты юридических лиц (или ИП), допустивших указанные нарушения, в министерство для принятия контрольных мер реагирования.

Регуляторное воздействие

С докладом на тему «Внедрение регуляторного цикла обязательных требований» на семинаре выступила заместитель руководителя краевого департамента инвестиций и развития МСП Татьяна Гончарова. Она рассказала, что принятие системообразующих Федеральных законов № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» и № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», а также закона-спутника № 170-ФЗ, распространившего их положения на региональный и муниципальный уровни, является важным шагом к созданию новой, «умной» системы государственного контроля.

Закон № 247-ФЗ ввел цикличность актуализации обязательных требований – появился механизм регулярной инвентаризации норм. Иными словами, предполагается формирование такой системы нормотворчества, которая будет препятствовать бесконтрольному росту числа обязательных требований во вновь принимаемых нормативных актах.

– Данный закон фактически дополняет проведенную на федеральном уровне «регуляторную гильотину», которая заключалась в разовом пересмотре системы требований, и вводит «регуляторный цикл» принятия и оценки обязательных требований, – отметила Татьяна Юрьевна.

Это ряд важных для бизнеса новаций, к которым относится установление:

– единых сроков вступления в силу новых обязательных требований (1 марта и 1 сентября);

– отложенного срока вступления в силу обязательных требований (не ранее чем через 90 дней после официального опубликования);

– сроков действия актов, содержащих обязательные требования (не более 6 лет);

– проведение на регулярной основе оценки применения обязательных требований (обязательный их пересмотр каждые 6 лет);

– создание публичного реестра обязательных требований;

– повышение статуса института оценки регулирующего воздействия.

– Реальный эффект от нового регулирования может быть оценен только по прошествии определенного времени и во многом зависит от работы, проводимой на всех уровнях. Нашей ключевой задачей является внедрение новой системы регулирования в Краснодарском крае как на региональном, так и на муниципальном уровне, – подчеркнула представитель ведомства.

В развитие перечисленных выше федеральных законов приняты законы Краснодарского края от 22.07.2021 № 4525-КЗ, от 05.10.2021 № 4527-КЗ и от 22.07.2021 № 4508-КЗ. В настоящее время продолжается разработка и согласование подзаконных актов регионального уровня.

Доклад коллеги дополнила начальник отдела регулирующего воздействия департамента инвестиций и развития МСП региона Наталья Белозорова. Она рассказала участникам семинара о необходимых изменениях нормативной правовой базы и разобрала практические вопросы проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и экспертизы на муниципальном уровне.

Спикер обратила внимание представителей муниципалитетов на обязательность проведения процедуры ОРВ. Важно также соблюдать установленные сроки и форму документов, особенно в части заполнения сводных отчетов и их анализа, не забывать оформлять в заключениях результаты рассмотрения поступивших в рамках публичных консультаций замечаний и предложений. Также необходимо повысить качество заключений по результатам оценки регулирующего воздействия и экспертизы. При проведении ОРВ не все МО применяют количественные методы и проводят анализ альтернативных вариантов правового регулирования.

– Необходимо усилить контроль за достоверностью представляемой в департамент информации. Помните, работу в сфере ОРВ легко проверить – всё должно размещаться в публичном доступе своевременно и в полном объеме. В связи с этим необходимо поддерживать на официальных сайтах подразделы «Законодательная база» в актуальном состоянии. Все документы, особенно Порядки проведения ОРВ и экспертизы, должны быть размещены в последней актуальной сводной редакции, – отметила Наталья Витальевна.

В завершение выступления Наталья Гончарова подчеркнула, что на протяжении 8 лет Краснодарский край уверенно занимает лидирующие позиции в данном направлении, а три последних года находится на 1-м месте в Региональном рейтинге качества осуществления ОРВ и экспертизы, проводимом Минэкономразвития России. Важно, чтобы высокая оценка данной работы сохранилась и по итогам 2021 года.

Природные зоны

Специалисты министерства природных ресурсов Краснодарского края Софья Зайцева и Янина Шуденкова познакомили участников семинара с актуальными вопросами охраны окружающей среды.

С 2016 по 2021 годы на территории региона созданы 44 особо охраняемые природные территории (ООПТ) местного значения (43 природные рекреационные зоны и 1 природная достопримечательность) на площади 415,9166 га в границах 23 муниципальных образований. Из них 11 появилось в нынешнем году.

Сведения о 35 ООПТ местного значения, как зонах с особыми условиями использования территории, внесены в ЕГРН в 18 муниципалитетах.

Работа по внесению сведений о девяти вновь образованных ООПТ местного значения в ЕГРН, как зонах с особыми условиями использования территории, проводится в восьми муниципальных образованиях.

В настоящее время на Кубани планируется создание еще 36 особо охраняемых природных территорий местного значения на общей площади 434,3254 га в границах 27 МО. При этом 21 муниципалитет уже предоставил свои дорожные карты по образованию ООПТ.

Спикер отметила, что администрациям муниципальных образований совместно с представителями общественных организаций рекомендовано проработать вопрос по выявлению территорий для придания статуса ООПТ местного значения. Данное поручение исполнили 25 МО. От остальных информация в министерство не поступила, и ситуацию необходимо исправить.

– В заключение хочется отметить значимость проводимой работы для нынешнего и последующих поколений. Придание статуса особо охраняемых природных территорий позволит сохранить уникальные природные комплексы, а также предотвратить повсеместное сокращение зеленого фонда Краснодарского края, – сказала Софья Зайцева.

Местные налоги

О новшествах законодательства по местным налогам рассказала представитель министерства финансов Краснодарского края Светлана Лебедева.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ внес следующие поправки в гл. 31 НК РФ. Уточнено, что освобождаются от обложения земельным налогом религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, предназначенных для размещения зданий, строений и сооружений религиозного и благотворительного назначения (пп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ). Ранее речь шла только об участках, на которых находились соответствующие здания. Данная поправка распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога за налоговый период 2021 года и, соответственно, его уплатой в 2022-м.

С 1 января 2022 года вступят в силу поправки, внесенные в п. 15 ст. 396 НК РФ. Согласно им уточнен порядок исчисления налога с применением повышающего коэффициента в отношении ЗУ, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для жилищного строительства. В зависимости от срока последнего налог уплачивается с повышающим коэффициентом 2 или 4.

– Из формулировки в НК не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета будет применяться начиная с налога за 2022 год, – рассказала Светлана Александровна.

С целью повышения заинтересованности в применения патентной системы налогообложения, а также увеличения количества субъектов МСП, которые ее применяют, с 1 января 2022 года вступают в силу изменения в закон Краснодарского края «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Краснодарского края». Они касаются предпринимательской деятельности, осуществляющей розничную торговлю с использованием торговых автоматов. В законе принято:

– выделить данную деятельность в отдельный вид, для которого будет действовать только общее для патентной системы ограничение по допустимому количеству наемных работников (15 человек);

– установить размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода на один торговый автомат.

По упрощенной системе налогообложения также внесены изменения в краевое законодательство: с 1 января 2022 года на 15% увеличен норматив отчисления в бюджеты муниципальных районов – с 35 до 50%, что повлечет за собой увеличение доходов муниципальных районов.


Журнал "Местное самоуправление Кубани", декабрь, 2021

Понравилась новость?
Поделись с друзьями!